ФРУКТОВЫЙ КЕФИР: Идеи в клеточку
Если есть где-то музыка не от мира сего, то концентрируется она не в городах-снобах и городах-декадентах, а там, где культурная диета бедна и специфична - зубы обломаешь. В городах индустриальной провинции рождаются самые необычные художники, музыканты, писатели, философы. Всех их объединяет одно - сюрреализм как миропонимание. Ось сюрреализма, мощней, чем 60-я параллель, поддела Россию от Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода до Омска, Тюмени и Владивостока. И если вам покажется странным, что я оставляю в этом интервью на одной странице мастеров сверхтяжёлого поп-фанка группу ФРУКТОВЫЙ КЕФИР и некроклоунов ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА, то, значит (спасибо, дедушка Элис), вы сами очень странные.

Свои?

Алексей Анциферов: Говорят, если хочешь узнать человека, узнай, кто его друзья. И вот я хочу спросить, кто ваши друзья, с кем вы дружите из музыкантов?
Алексей Бусурин: Мы дружим с авангардными музыкантами. Мы также дружим с художниками.

АА: Они все происходят из Ростова-на-Дону? (Далее - исключительно для краткости! - Ростов - А. А.)
Алексей: С Ростовом у нас, к сожалению, связь не налажена. В Ростове мы дружим только с рэпперами. На новом диске вы даже можете услышать наш совместный трек с Влади из КАСТЫ.

АА: Недавно с ним ANIMAL ДЖАZ записали песню.
Алексей: Мы тоже знаем об этом. Но Влади нам этого не сказал!

АА: Почему же вы не находите друзей среди близких вам по стилю музыкантов, и есть ли вообще кто-то близкий к вам по стилю?
Алексей: Наверное, это питерские команды, вроде групп АУКЦЫОН, НОЛЬ. Хотя трудно что-то общее между нами найти. Нам эти группы нравятся, но мы даже ни разу в жизни с ними не общались.

АА: Я и поинтересовался, с кем вы дружите, потому что ваша группа мне представляется одиноко стоящим деревом, одинокой звездой. Как вы чувствуете себя на сцене, когда никто вас не держит за своих?
Алексей: А кого вы называете своими?

АА: Например, тех, с кем вы даёте совместные концерты.
Алексей: Мы стараемся не давать совместных концертов, в связи с тем, что очень переживаем за качество звучания. Участие в различных фестивалях не даёт представление о том, как группа должна звучать. Мы ещё в начале карьеры, и хочется давать правильное представление о группе, о ее саунде. Поэтому мы очень дорожим правильной позицией, правильной постановкой.

АА: Звучание ваших альбомов кажется единым - возможно, оттого, что у вас не меняется состав? Или вы стремитесь сохранять свой постоянный звук?
Алексей: На мой взгляд, все три пластинки отличаются по звучанию, но они записаны в одном ключе. Их стилистически что-то может объединять, и я не думаю, что это саунд. Скорее, это какие-то словесные обороты.

Расцветайте!

[Группа ФРУКТОВЫЙ КЕФИР] Что касаемо нашей третьей пластинки, то мы хотели показать идейную составляющую группы. К третьей пластинке группа приобрела цельность. Раньше это были какие-то обрывки, абстрактные представления об образах. Материал третьей пластинки сложился во что-то идейное; появились лозунги: "Всё, что легко - сложно. Всё, что нельзя - можно". Мы начали яро поддерживать теорию относительности.

АА: Значит, следующий мой вопрос будет оправдан. Слушал я альбом "Тишина!", и порой тексты, которые положены на музыку, звучали как "рыба", сплошная звукопись и ассоциации. А вот в "Клетчатом" уже именно идеи. Вы можете сказать, что стали больше вкладывать смысла в тексты? И что мешало сделать это раньше?
Алексей: Разные были цели и задачи. Раньше мы играли музыку, которая не планировалась как массовая идея поглощения, раньше был акцент на образы. Сейчас же фразы стали больше похожи на лозунги, на вопросы, не всегда получающие ответ. Но больше это всё-таки ассоциации. Просто они стали более язвительными, хотя агрессии мы никакой не несём. Ну, а здоровый сарказм никому не помешает.
Именно поэтому, кстати, мы включили в "Тишину!" скрытый трек "В Нашем Дворе". Дело в том, что альбом "Тишина!" изначально планировался как попсовый, мы хотели объединить такой материал как песни "Грущу" и "Полина". Думали, что собрали самое попсовое, что есть. В итоге я сказал выпускающей компании, что не хватает саркастического штриха, чтобы поклонники нашей первой пластинки не подумали, что мы сошли с ума. В итоге включили этот трек.

АА: Очень красочное оформление у "Клетчатого". Скажите, кто занимался дизайном?
Алексей: Занимался наш прекрасный дизайнер Паша Воликов. Он нам делал дизайн второй пластинки - "Тишина!" Но вот эта мне даже больше нравится. Это была одна из немногих пластинок, про оформление которой Паша сказал: "Да, пожалуй, этот дизайн мне нравится". Что нас не может не радовать.

АА: Альбом назвал дизайнер или группа?
Алексей: Название "Клетчатый Альбом" не сразу произошло. Мы долго думали, как же объединить все идеи в два или лучше даже в одно слово. Мы часто размышляли о том, что мы хотим сказать выпущенным материалом, какие слова мы хотим донести до слушателя. И в итоге мы поняли, что стилистически правильно будет назвать это "Клетчатый", потому что многие музыканты ФРУКТОВОГО КЕФИРА так одеваются: клетчатые штаны, клетчатая рубашка как атрибут группы. Ну, а саму идеологию клеток мы расшифровываем таким образом: многие считают, что жизнь идёт полосами, чёрными и белыми, но для нас это слишком примитивно. Мы решили уйти в расколбас. Для нас жизнь идёт клеточками, которые бывают чёрными и белыми, но мы добавляем ещё много цветов. Раскрашиваем жизнь.
Люди, которые приходят на концерт, хотят каким-то образом уйти от реальности. Мы им предоставляем такую возможность. Почему нет? Ставьте пластинку и расцветайте!

АА: Богатое оформление (и его идейное наполнение) немного контрастируют с наполнением DVD. У вас была камера, даже, может быть, не одна камера. Креатив, фантазия наличествуют. И то ли случайно, то ли концептуально видеоклипы получились очень скромными: нарезка из студии чередуется с нарезкой с концерта.
Алексей: Видеонарезка, которую мы делали - это подсказка к той атмосфере, в которой записывался альбом. И весь материал, относящийся к периоду записи альбома, который был снят не на телефон, мы постарались весьма странным образом нарезать на DVD. Чтобы люди, ни разу не бывавшие на концерте, хотя бы имели представление о том, как это может выглядеть. У нас всегда есть соблазн уйти от сюжета в некую образность. По-моему, эмоции дороже, чем какие-то постановочные клише.

Лень (и точка)

[Группа ФРУКТОВЫЙ КЕФИР] АА: Какие группы в Ростове вы считаете интересными?
Алексей: Мне очень нравится группа ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА.

АА: Странно. Я думал, вы её не назовёте.
Алексей: Эта группа, может быть, по каким-то идеологическим составляющим не гармонирует с моей жизнью, но, тем не менее, я считаю, что Денис Третьяков очень мощный товарищ, очень мощный поэт. Многие его песни слишком серьёзно воспринимают. Я без улыбки их слушать не могу. Ладно, к чему я это всё? Я лучше рассыплюсь в комплиментах. Третьяков - один из немногих ростовских исполнителей, которых я могу слушать.
Ещё мне нравилась группа ТУЛОВИЩЕ, которая уже не существует. Отличные ребята были. (Вроде бы, работают. - А. А.) Но все они слишком большие оторвы, чтобы каким-то образом стабилизировать свою музыкальную жизнь.

АА: То есть, группа ФРУКТОВЫЙ КЕФИР была более организована и самоорганизована, поэтому вы прорвались?
Алексей: Просто мы поставили перед собой цели и задачи. А дисциплиной занимаемся не мы. Есть люди, которые помогают нам в этом. Потому что мозг музыканта - это атомная бомба в руках обезьяны.

АА: В Ростове сложилась своя, довольно специфичная сцена. Вы можете описать характерные черты ростовской сцены, ростовских музыкантов? Есть что-то общее между ними всеми?
Алексей: Для меня индивидуальность гораздо важнее, чем все остальные качества человека. Поэтому я стараюсь это ценить в людях. Что-то общее я не стремлюсь находить в музыкантах. Разве что профессионализм, но это технический подход. Для меня ценна идейная составляющая, чтобы человек из себя что-то представлял, что-то хотел донести, чтоб имел стержень. У очень многих это получается на каком-то своём странном уровне, но не многие любят это развивать.
Не хотелось никого обижать, но я заметил, что общая черта у ростовских музыкантов - это лень. Многие могли бы, но почему-то не хотят.

Впрочем, говорят ещё, что лень - это двигатель прогресса. Один Лао-цзы знает, чего можно добиться неделанием. И если воцарится вдруг ленивая ростовская гегемония, то, поверьте, это будет далеко не худшая участь для нашей музыки.



Версия для печати
Комментарии: (0)   Рейтинг:
Средняя оценка участников (от 1 до 10) : Пока не оценено   
Проголосовавших: 0